Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Общественный транспорт опять дорожает

С 1 апреля проезд в городском транспорте снова подорожает на 45%. Чиновники уверяют, что даже с новыми тарифами московское метро и общественный наземный транспорт по-прежнему остаются убыточными и будут дотироваться из городского бюджета.

Одна поездка в московском метро вместо 7 руб. будет стоить 10. Проездной билет на пять поездок обойдется в 45 руб. вместо нынешних 30, на 10 поездок – 75 руб., а проездной месячный билет (не более 60 поездок) – 350 руб. вместо 250. Единый проездной месячный билет на четыре вида транспорта (метро, автобус, троллейбус и трамвай) с 1 апреля подорожает на 200 руб. и будет стоить 700 руб. Соответственно в червонец обойдется горожанам одна поездка в автобусе, трамвае и троллейбусе (у водителя билет можно будет купить за 15 руб.).

– Москвичей, регулярно пользующихся многоразовыми проездными билетами для проезда в метро и наземном общественном транспорте, это повышение коснется в наименьшей степени, – успокоил «Известия» замначальника региональной энергетической комиссии Москвы Михаил Яковлев.

Что касается автобусов-троллейбусов, то изменений «практически» не заметят лишь пассажиры маршрутов, оснащенных «электронным кондуктором» (ими оснащен лишь 14-й автобусный парк на юго-западе столицы, а также два трамвайных маршрута – 17-й и 19-й), а остальным придется покупать билеты у водителя с наценкой.

Последнее подорожание общественного транспорта в Москве было в июле 2002 года. Как и два года назад, столичные власти обещают сохранить не только бесплатный проезд для пенсионеров, но и скидки льготникам. За их проезд платят из своего кармана «нельготные» пассажиры и московское правительство. В метро ежегодно ездят 3,2 млрд человек, из которых 45% – льготники.

Между тем один только перевод учащихся средних и специальных учебных заведений на оплату проезда по пластиковым смарт-картам позволил уменьшить число льготников на 68 миллионов человек. Благодаря тому, что по студенческим проездным теперь могут ездить только студенты, в 2002 году метрополитен заработал дополнительные 300,6 млн руб.

Так можно ли рассчитать некий оптимальный тариф за проезд в метро, чтобы сделать его самоокупаемым? С этим вопросом «Известия» обратились к замначальника Управления автомобильного и электрического пассажирского транспорта Минтранса РФ Ларисе Куликовой:

– Для меня самой столь стремительное повышение платы за проезд было удивительно. Почти на 40%! Я не совсем понимаю, откуда взялась такая цифра, ведь даже при росте цен на электроэнергию на 40%, тарифы не могут вырасти на 40%. Назвать точную цифру, при которой метро или наземный городской транспорт перестанет быть убыточным, почти нереально. Слишком много льготников. Без дотаций и компенсаций не обойтись. Беда в том, что средства, которые должны выделяться, скажем, из федерального бюджета на оплату проезда льготников, не выделяются.

Зная количество всех билетов (от одноразовых до проездных), которые продаются в Московском метрополитене в течение месяца, и ежемесячный пассажиропоток, можно вычислить, сколько теперь в среднем за одну поездку будет платить каждый пассажир – 5,88 рубля. Однако для того чтобы обойтись без субсидий московского правительства, этого мало. По расчетам руководства метро, субсидии не потребуются, только если каждый пассажир в среднем будет платить 6,5 руб. Но в эту сумму не входит так называемая инвестиционная составляющая – то есть строительство новых станций и ремонт вагонов. С ее учетом тариф должен быть 12 рублей. Из этого можно сделать только один вывод: нынешние тарифы скорее всего долго не продержатся.

Метрополитен убыточен, но не везде

«Петербургский метрополитен не является убыточным предприятием. В сутки этот вид транспорта перевозит в среднем 2,5 млн человек. Город ежегодно заключает договор с метрополитеном на перевозку пассажиров, выделяя из бюджета примерно 1 млрд рублей», – сообщили корреспонденту «Известий» Елене Роткевич в Комитете по транспорту Санкт-Петербурга. При этом за одну поездку в питерском метро нужно заплатить 8 рублей. Какова реальная себестоимость этой поездки, в Петербургском метрополитене сообщить отказались, как и то, сколько доходов подземка зарабатывает на рекламе.

На долю метро в Нижнем Новгороде приходится всего 12% всех пассажирских перевозок в городе, сообщает собкор «Известий» в Нижнем Новгороде Татьяна Витебская. Несмотря на то, что проезд в метро составляет 5 рублей, что на рубль дешевле, чем в общественном наземном транспорте, нижегородцы предпочитают передвигаться на автобусе, так как для дальних поездок по полуторамиллионному городу метро не приспособлено. К тому же цена проезда ниже его себестоимости. По оценкам депутатов Думы Нижнего Новгорода, стоимость проезда в метро должна быть не менее 7 рублей. Отчасти из-за этого нижегородское метро убыточно и находится в бедственном положении. Своды некоторых станций подтопляются грунтовыми водами и грозят обрушиться.

Наталья Пехалецкая

«Известия»,

09:53 | 18.03.2004 г.