Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Новое метро

Это была удивительная схема. Всматриваюсь в нее и ощущаю себя в будущем – в конце года 1985-го. Знакомые любому москвичу названия станций метро: «Маяковская», «Комсомольская», «Библиотека им. В.И. Ленина». А рядом – совершенно незнакомые: «Орехово», «Южная», «Красный маяк», «Братеево», «Лианозово»...

Семнадцать новых станций вступят в строй действующих в конце XI пятилетки. Это – продолжение Замоскворецкого радиуса от станции «Каширская» до станции «Братеево» в новом микрорайоне на юго-востоке столицы, новая Серпуховская линия от «Библиотеки им. В. И. Ленина» до станции «Красный маяк» на юге Москвы, продолжение Калининского радиуса...

Пока схема в некотором роде уникальна – я рассматриваю ее в кабинете заместителя секретаря парткома Метростроя В.М. Васильева, но в конце грядущей пятилетки такие схемы с разноцветными линиями подземных трасс будут в каждом из тысяч голубых вагонов.

– И не только в Москве,– говорит хозяин кабинета. – Метро стало неотъемлемой частью жизни таких городов, как Ленинград, Киев, Тбилиси, Баку, Харьков, Ташкент. Пробный поезд прошел по трассам Ереванского метрополитена. Успешно строится метро в Горьком, Минске, Куйбышеве, Новосибирске. Проектируются линии в Свердловске, Днепропетровске, Риге, Ростове-на-Дону.

Сейчас мы привыкли – окраина перестает быть окраиной, если сюда приходит новая линия метро, новые микрорайоны преображаются, благоустраиваются, поездка в центр становится приятной прогулкой, доступной всем. И вряд ли кто помнит, что первые проекты строительства метрополитена в Москве были «провалены» в самом начале века «отцами города».

Еще в 1902 году в московской городской думе рассматриаался один из таких проектов. В нем тогда усмотрели злой умысел, попытку нарушить городское благоустройство и благообразие, высказывали опасение за святые храмы, которые «умалятся в своем благолепии», если тоннели подземных дорог пройдут под зданиями церквей. И лишь почти через тридцать лет постановление июньского (1931 г.) Пленума ЦК ВКП(б) положило начало отечественному метростроению, оказавшемуся не под силу старой России.

Наступивший год для Московского метростроя юбилейный. По сути, он еще молод – ему исполняется пятьдесят лет. Но за эти годы построено 115 станций – настоящих вокзалов под землей, пройдено 193 километра тоннелей. Москвичи вносят свой вклад в сооружение метрополитенов в Ереване и Киеве, Тбилиси и Баку, Харькове и Ташкенте...

А начиналось все так. Старожилы Москвы еще помнят, как 10 декабря 1931 года во дворе небольшой бакалейной лавочки на Русаковской улице в Сокольниках собралась группа людей. Это были первые строители. Первую шахту прокладывали кирками, лопатами, откатывали вагонетки с породой вручную.

А вскоре полетел из Москвы призыв: «Метрополитен столицы должна строить вся страна!». Донецкие шахтеры, участники первых крупных советских строек – Магнитки, Днепрогэса и Турксиба, рабочие московских заводов и тринадцать тысяч комсомольцев столицы стали первопроходцами московского метро.

А планы были грандиозны. Едва лишь началась проходка первой трассы длиною в 11,6 километра, как началось проектирование восьмидесятикилометровой сети тоннелей. Все линии, узлы, станции московской подземки органически сливались с перспективным планом развития столицы, составляя единое целое с архитектурным комплексом Москвы. Этим традициям метростроевцы верны и сегодня. Среди 115 станций вы не найдете ни одной похожей, ни одной архитектурной ценности не было принесено в жертву самому удобному виду транспорта.

Лишь за годы десятой пятилетки метростроевцы построили и ввели в эксплуатации 20,5 км линий и 12 станций Планы на XI пятилетку в полтора раза выше.

Л. Курин

1983 г.