Главная Журнал Справочник Галерея О проекте Форум
Назад: ПубликацииНазад: ЖурналНазад: Публикации

Проблема наименования станций

В настоящее время Московский метрополитен насчитывает 103 станции. В отличие от наземного пассажирского транспорта, к названию станций метрополитена предъявляются особые требования. Если при пользовании наземным транспортом наименование остановочного пункта является дополнением к визуальной ориентации пассажира при следовании к месту назначения, то в поездах метрополитена пассажир лишен возможности зрительного ориентирования, информацию о месте нахождения он получает только из названия станции. Принятые наименования станций Московского метрополитена в основном отвечают требованиям ориентации пассажиров.

Для удобства пассажиров станции метрополитена именуются по названию района («Кузьминки», «Сокольники», «Новые Черемушки»); по наименованию расположенной вблизи станции метро площади, улицы, проспекта, причем выбирается название, наиболее известное населению («Проспект Маркса», «Проспект Мира», «Колхозная», «Профсоюзная»); в ряде случаев станции получили название по наименованию расположенных вблизи них промышленных предприятий и культурно-просветительских учреждений («Автозаводская», «Электрозаводская», «Библиотека имени Ленина»).

Однако существующая система наименования станций Московского метрополитена нуждается еще в некотором совершенствовании. При выборе маршрута следования у иногородних пассажиров часто вызывают замешательство одноименные станции на различных линиях метрополитена. Часто на станции «Арбатская» Филевской линии пассажиры намерены сделать пересадку, чтобы проехать на станции «Курская» или «Спортивная»; на станции «Смоленская» той же Филевской линии можно услышать вопрос: «Как доехать до «Щелковской»? Недоумение пассажиров вполне объяснимо. Человек, впервые попавший в Москву или даже бывавший несколько раз в столице, не всегда знает, например, куда можно доехать со станции «Смоленская» Филевской линии, а куда – с одноименной станции Арбатско-Покровской линии.

Следовательно, для лучшей ориентации по маршруту следования необходимо, чтобы одноименных названий было как можно меньше. Они допустимы только для привокзальных станций.

Что же, на наш взгляд, нужно сделать для улучшения ориентации пассажиров? Прежде всего, пересмотреть наименования станций Арбатского узла. В районе Арбатской площади проходят три линии метро, а станций– четыре (в том числе две станции «Арбатская», «Калининская» н «Библиотека имени Ленина»). Ориентиры этого района – Кремль, Дворец съездов, Арбатская площадь, проспект Калинина, библиотека имени Ленина. Следовательно, эти объекты должны быть отражены и в названиях расположенных рядом четырех станций метро.

Как же точнее определить название этих станций? Существующее название «Библиотека имени Ленина» Кировско-Фрунзенской линии необходимо сохранить. Все выходы этой станции направлены к библиотеке имени В.И. Ленина, следовательно, наименование станции точно соответствует месту расположения. За станцией «Арбатская» Филевской линии также необходимо сохранить название, какое она и имеет со дня начала эксплуатации.

Тем более что наименование строго соответствует месту расположения; вестибюль расположен в центре Арбатской площади, в непосредственной близости начинается улица Арбат. Станции «Арбатская» Покровской линии нужно присвоить наименование «Калининская». И вот почему: два ее выхода ведут к проспекту Калинина, а один из них – к зданию, где была приемная М.И. Калинина. Какое же название тогда лучше присвоить существующей станции «Калининская»? Наиболее верное, как нам кажется, – «Дворец съездов».

Существует практическая необходимость в переименовании одной из двух станций «Смоленская». Наиболее правильно сохранить именно это название за станцией Арбатско-Покровской линии, так как она ближе расположена к одноименной площади. Станции «Смоленская» Филевской линии можно присвоить наименование «Чайковская». Она находится на той части Садового кольца, которая называется улицей Чайковского.

В недавнем прошлом названия станций «Измайловский парк» и «Измайловская» поменяли местами, но это не улучшило ориентацию пассажиров. До сих пор требуется дополнительное время, чтобы узнать, на какой «Измайловской» выходить, с тем чтобы не сбиться с правильного маршрута. Думается, необходимо восстановить название станции «Измайловская», по праву ей принадлежащее, как географическому центру района Измайлово, присвоив его ныне существующей станции «Измайловский парк», последней же дать другое наименование.

Вопрос о переименовании станций кольцевой линии, являющихся пересадочными на радиальные линии, в настоящее время пока не стоит. Как уже отмечалось, переименовывать станции, носящие название расположенного поблизости железнодорожного вокзала, не целесообразно. Однако возникает необходимость переименования одноименных станций «Комсомольская».

Из девяти железнодорожных вокзалов восемь имеют вблизи расположенные станции метро. На Комсомольской площади, под которой две одноименные станции метро, находятся три вокзала: Казанский, Ярославский, Ленинградский с большими пассажиропотоками. Сюда прибывает 50% поездов дальнего следования, соответственно столько же и отправляется. Учитывая, что со станции Каланчевская Московской железной дороги отходит часть электропоездов Курского, Белорусского и Рижского направлений, можно утверждать, что две станции метро «Комсомольская» обслуживают еще и 40% пассажиров пригородных электропоездов, приходящихся на все вокзалы столицы.

Как же сориентироваться пассажиру, впервые прибывшему в Москву, вблизи какой станции метро расположен Казанский, Ярославский или Ленинградский вокзал? Из схемы линий метрополитена такую информацию получить нельзя. Видимо, и здесь необходимо уточнение.

Предложенные изменения в наименовании ряда станций Московского метрополитена, несомненно, будут способствовать повышению культуры обслуживания пассажиров.

В. Кореньков, инженер Московского метрополитена имени В.И. Ленина.

«Городское хозяйство»,

№7, 1976 г.